Поиск В старом интерфейсе
Кто такие народники?

Кто такие народники?

Кто такие народники? | ЧТО ОЗНАЧАЕТ...

Кто такие народники?

Один и видных народников Г. В. Плеханов Народники — русские революционеры 6-х — 80-х лет ХIX века, имеющие цель построения в России социализма с основой на крестьянскую общину. Народниками были в основном молодёжь, студенты, разночинцы, хотя среди них нередко имелись и дворяне. Народникам казалось, что интеллигенция, к которой они принадлежали, утеряла связь с народом, его мудростью, правдой, красотой, этическими качествами. С восстановления этой связи должно начаться революционное преобразование России

Идеология народников

Крестьянская реформа Александра II половинчата. Крестьяне получили свободу, но не землю
Капитализм и частная собственность — зло
Социализм — будущее человечества «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от общинного владения и общинного управления вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» (А. Герцен)
У России собственный исторический путь к социализму, минующий капитализм
Крестьянство — самый обездоленный класс, а потому самый революционный
Восстания Пугачёва, Разина, Болотникова, бунты 1861 года предполагали, что крестьян легко поднять на революцию
Рабочие — бывшие крестьяне и не играют в истории особой роли
Дворяне — отживающий класс
Буржуазия — редкие частные собственники, от того слабые, с ними можно не считаться Крестьянская община — зародыш социализма. Общинный быт выработали у крестьян общинный взгляд на собственность, общинную идеологию. После победы революции община должна послужить отправным началом для процесса обобществления средств производства

Крестьянская община — территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для общины были характерны круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Исполнительная власть в общине принадлежала выборным лицам (головам, старостам, сотникам, десятникам), распорядительная — мирским сходам. Выполнение повинностей общинниками осуществлялось по принципу круговой поруки, ликвидированной в 1903. Общине были свойственны традиции коллективизма и взаимопомощи; внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь в общине обусловливалась нормами обычного права

Идеологи народников

В среде народников не было единой программы достижения поставленных целей. Взгляды революционеров в продвижении их идей разделились между концепциями П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева

*Пётр Лаврович Лавров (1823-1901) — социолог, философ, революционер: Крестьянин не готов к революции. Подготовка к ней требует длительной пропагандистской работы. Её должна выполнить интеллигенция, неся в народ революционные и социалистические идеи. Для ведения пропаганды и осуществления революции необходимо создать революционную организацию

*Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — мыслитель, революционер, один из теоретиков анархизма: Политическая работа по подготовке к революции не нужна, крестьянин готов к бунту. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских выступлений в общероссийское восстание. Государство — источник эксплуатации, его следует уничтожить и создать на его месте союз самоуправляющихся общин

*Пётр Никитич Ткачёв (1844-1885) — литературный критик и публицист, идеолог решительных действий: Крестьянство не готово к революции, и не следует ждать быстрых результатов от пропагандистской деятельность в его среде. Революции осуществляются революционным меньшинством, сильной конспиративной организацией, способной овладеть системой управления государства. Роль государства в демократическом переустройстве общества огромна. Для достижения целей действовать нужно немедленно, смело и твёрдо, беспощадно подавляя врага

Главные революционные организации народников

"Земля и воля" Создана в 1876 году
Видные участники: А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский
Цели — земля — крестьянам — общинное самоуправление — свобода вероисповеданий — право наций на самоопределение
Основные направления деятельности: пропаганда и террор В январе 1878 г. В. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. На суде Засулич заявила, что хотела привлечь внимание общественности к факту надругательства над человеческим достоинством со стороны властей. Присяжные полностью оправдали ее на суде. Власти не согласились с таким решением и на следующий день выдали распоряжение о повторном задержании Засулич. Но она уже успела выехать за границу
*Распалась в 1879 году из-за разногласий между сторонниками политической борьбы с самодержавием и пропагандисткой работы среди крестьян

"Народная воля" Создана в 1879 году на основе распавшейся «Земли и воли»
Видные участники: П. Лавров, А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер, Н. Морозов, Л. Тихомиров, С. Халтурин, Н. Кибальчич Цели — земля крестьянам, фабрики и заводы – рабочим; — демократические свободы; — всеобщее избирательное право — народное представительство, располагающее всей полнотой власти — широкое самоуправление

Одним из основных методов политической борьбы «Народная воля» признала террор против деятелей царского правительства, а главной целью террора — убийство царя Александра Второго в надежде что оно подтолкнет народ к всеобщему восстанию. Народовольцы организовали 3 нападения, последнее из которых 1 марта 1881 года оказалось удачным
Распалась в 1884 году после того, как ставка на террор в качестве «запала» революции не оправдалась

"Чёрный передел" Создана в 1879 году после распада «Земли и воли»
Видные участники: Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов
Цели — агитация и пропаганда революционных идей среди крестьян и рабочих
Прекратила свою деятельность после убийства царя: часть вошла в организацию «Народная воля», другие эмигрировали, третьи порвали с народничеством и перешли к марксизму Плеханов, Дейч, Засулич и другие создали в 1883 в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождения труда». Ленин считал, что с группы «Освобождение труда» началась история марксизма в России, русской социал-демократии